распечатать
"МОЛОТ" ЖИЛИЩНЫХ РЕФОРМ
 
Алексей КОВАЛЕВ,
депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
 

Накануне второго чтения пакета законов, посвященных реформе жилищно-коммунальной сферы, депутаты Муниципального Совета округа №8 обратились к депутатам Законодательного Собрания Петербурга с открытым письмом, суть которого сводилась к следующему: то, что городские власти назвали реформой ЖКХ, таковой не является. По мнению муниципалов, предполагается лишь повысить стоимость коммунальных услуг для населения, а дополнительно привлеченные средства уйдут в песок и на качестве работы жилищников никак не скажутся.
Напомним, что речь идет о четырех законопроектах - "О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге", "О плате за наем жилого помещения в Санкт-Петербурге", "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов", "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов и тарифах на централизованное отопление сверх социальной нормы площади жилья".
Наша газета попросила рассказать об их сути депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Алексея Ковалева:

- Я полностью разделяю мнение депутатов муниципального округа №8 и за законы о повышении тарифов не голосовал. Все внесенные Губернатором СПб законы по реформе ЖКХ, с одной стороны, не соответствуют действующему законодательству, с другой стороны, не приведут к изменению положения дел в жилищно-коммунальной сфере. Приступая к реформе, прежде всего, необходимо провести независимую экспертизу экономической обоснованности повышения цен и тарифов в сфере ЖКХ. Но экспертизы не было. А заключение, представленное Губернатором, не выдерживает никакой критики и не учитывает важнейших экономических параметров. Контрольно-счетная палата разбиралась с этим вопросом и нашла множество, мягко говоря, недочетов. В результате получается следующее: сколько сегодня жилищные организации тратят, например, на замену одного водопроводного крана, столько и записывается в их цены и тарифы. На самом же деле эта работа стоит гораздо меньше - просто в ней сейчас содержится множество непроизводительных расходов, которые необходимо снижать. Фактически гражданам предлагается оплачивать услуги не дополнительные, а ровно те же самые, но только по возросшим тарифным ставкам. Это одно из оснований, по которым я не голосовал в целом за эти законы.
Кроме того, вводится отдельная плата за жилье и коммунальные услуги в пределах социальной нормы и сверх нее. В соответствии с внесенными законопроектами, человек, имеющий площадь более социальной нормы, должен будет заплатить деньги, которые пойдут на покрытие коммунальных расходов других граждан. Фактически это можно расценивать как некий штраф за превышение социальной нормы жилой площади, что категорически противоречит действующему законодательству. Для всех должны быть установлены единые ставки и тарифы, а для людей, которые тратят на содержание жилья значительную часть своего семейного бюджета, необходимо предусмотреть компенсации. После вступления в силу закона "О ценах на содержание и текущий ремонт общего имущества жилых домов и тарифах на централизованное отопление сверх социальной нормы площади жилья" любой гражданин, имеющий жилплощадь даже на один-два квадратных метра больше установленной нормы, сможет обжаловать этот закон в суде как полностью несоответствующий действующему законодательству.
Единственный закон, который я поддерживаю - это Закон "О социальной норме площади жилья в Санкт-Петербурге". Депутаты поддержали мою поправку к нему, увеличивающую социальную норму жилплощади. И я надеюсь, что она сохранится. По моему предложению размер социальной нормы жилья на одного члена семьи из трех и более человек увеличен с 18 до 20 кв. метров. Соответственно, больше стали и другие нормы: 25 кв. м вместо 21 кв. м - на каждого члена семьи из двух человек и 36 кв. м вместо 33 кв.м. - для одиноких горожан. В коммуналках норма составит 18 кв. м, а не 14 кв. м, на каждого жильца. Зафиксировано также, что для одиноких граждан, живущих в однокомнатной квартире или комнате, социальные нормы распространяются на всю фактически занимаемую ими общую или жилую площадь и оплачиваются в пределах этих норм. В первую очередь, эти поправки спасают малообеспеченных граждан от "молота" жилищной реформы. В данном законе есть еще один аспект - социальная норма по сути своей должна являться эквивалентом минимального размера площади при предоставлении жилых помещений гражданам. Об этом в законе не говорится ни слова. Однако, опираясь на него, любой гражданин, которому, например, предоставляется другая жилплощадь в связи с расселением или улучшением жилищных условий, сможет требовать жилье, исходя из узаконенной социальной нормы. Даже несмотря на то, что сегодня у нас действует старая норма 9 кв. м, в суде петербуржцы смогут отстоять свое право на большую площадь.
Если же действительно говорить о реформе ЖКХ, то, возможно, и есть целесообразность в увеличении платы за жилищно-коммунальные услуги. Но есть она только при двух условиях: необходимо, во-первых, зафиксировать и узаконить перечень и количество предоставляемых услуг и, во-вторых, ввести именные счета домов (или групп домов), куда и будут поступать платежи населения. В таком случае средства перестанут бесследно пропадать в жилищном агентстве и пойдут на обслуживание конкретного дома. Иначе реформа превращается в очередную попытку за счет горожан решить проблемы работников жилищно-коммунального хозяйства.

Опубликовано в газете "Муниципальный вестник округа №8" июнь 2004 №6-7 (16-17)

в начало страницы
  Опубликовано на сайте "Муниципальный округ №8 Санкт-Петербурга" -
  © Информация: Муниципальный совет и администрация Муниципального округа №8 Санкт-Петербурга.
©2002- Дизайн и программирование: Татьяна М. Шеломова
Техническая поддержка Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ
  При использовании информации ссылка обязательна.