распечатать
КАК ЖЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ БОЛЕЕ УВЕРЕННЫМ И ЗАЩИЩЕННЫМ?
 
Федяева М.И.,
начальник отдела торговли и защиты прав потребителей МС округа №8
 

В условиях быстрого развития рыночных отношений в российской экономике происходит рост новых товаропроизводителей, исполнителей различных услуг, расширение сети реализаторов всех видов продукции. В средствах массовой информации свои услуги рекламируют акционерные общества, компании, фирмы, товарищества, индивидуальные частные предприятия. Количество их неуклонно возрастает, и, вместе с тем, качество товаров и услуг зачастую оставляет желать лучшего.

Конкуренция начнет стимулировать развитие товарного производства и сферы услуг, но пока этот процесс приобретет в России цивилизованные формы и стандарты, пройдет время. Сегодня же, в открывающихся иностранными фирмами магазинах и отечественных новых торговых домах можно ощутить комфорт торговых площадей, вежливость и внимание персонала, найти широкий ассортимент товаров с длительными сроками гарантий и в удобной упаковке. Но их пока незначительное количество.

Принятые в последние годы законодательные акты позволяют привести в действие такие механизмы взаимоотношений между производителями и потребителями, при которых они будут заинтересованы друг в друге не на основе временного успеха или обмена, а на основе уважения взаимных прав, долговременного партнерства.

Как же почувствовать себя в нелегком быту более уверенным и защищенным? - Прежде всего, покупатель или заказчик работ, услуг, должен сделать для себя правильный выбор, где, у кого и что он покупает или заказывает. Следует оценить рекламу, потребительские свойства, гарантии качества. Необходимо длительный период сохранять документы в виде чеков, счетов, гарантийный талонов, технических паспортов, договоров и т.д., после приобретения товара или услуги. Это особенно актуально, когда уплачиваются значительные для бюджета семьи денежные суммы.

Если вам продали товар ненадлежащего качества и срок гарантии не истек, нужно обязательно написать заявление в 2-х экземплярах на имя продавца. На одном из них продавец должен сделать отметку о принятии к рассмотрению, т.е. поставить свой штамп, печать или подпись. Далее следует действовать в соответствии с Законом "О защите прав потребителей". В случае возникновения конфликтной ситуации с продавцом, следует убедить ответчика решить спор на месте. Квалифицированную поддержку в возникшей конфликтной ситуации вы можете получить в лице общественных или государственных организаций по защите прав потребителей, государственном комитете по антимонопольной политике, а также в отделе торговли и защиты прав потребителей Муниципального совета округа №8.

Если конфликт с продавцом не удается решить положительным образом, законом предоставляется возможность обеспечения правовой защиты ущемленных прав потребителей в судебном порядке. Так как в нашем законодательстве постоянно происходят изменения и дополнения, зачастую директора магазинов и руководители небольших частных фирм не успевают отслеживать произошедшие изменения и совершенно искренне заблуждаются в отношении тех или иных прав покупателя. В таких случаях бывает достаточно переговоров с руководителем торгующей организации и возникшее недоразумение улажено. В отдел торговли и защиты прав потребителей Муниципального округа № 8 ежедневно обращаются за помощью жители округа. Одному продали кислое молоко, другому мебель с дефектами, третьему "нахамил" продавец.

Приведу ряд примеров:

- Гражданка К. обратилась по поводу приобретения головного убора. Купленный берет дома женщина примерила как следует и тут обнаружила, что он не подошел по размеру. Администрация магазина отказалась вернуть деньги и принять товар обратно, ссылаясь на "Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации". Такой перечень действительно существует, но со- гласно изменениям, произошедшим в феврале 2002 года, в п. 5 вышеуказанного перечня, "...обмену и возврату не подлежат швейные и трикотажные изделия, бельевые и чулочно-носочные", т.е. головные уборы из этого перечня исключены. Таким образом, согласно ст. 25 Закона РФ О защите прав потребителей" потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара (в данном случае - головного убора) в течение 14 дней, не считая дня его покупки. После переговоров с администрацией магазина товар был принят обратно, деньги покупателю возвращены.

- Покупатель Д. обратился по поводу приобретения кухонной мебели. У него были претензии по качеству отдельных предметов гарнитура и по срокам выполнения заказа. В результате анализа договора, было выявлено, что договор оказался оформленным не должным образом, в частности, отсутствовал юридический адрес "Исполнителя", а так же имелись условия, ущемляющие права потребителя - "Заказчика". В договоре было указано, что в случае задержки исполнения заказа по вине "Исполнителя", Исполнитель выплачивает Заказчику 0,02% от общей стоимости заказа за каждый день просрочки, в то время как ст. 28, п. 5 "Закона о защите прав потребителей" гласит: "В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги), исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3-х процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором не определена - общей цены заказа. Кроме того, "Исполнитель" нарушил: а) сроки исполнения заказа - задержка поставки на 5 дней; б) сроки исправления производственных дефектов.

Покупатель получил консультацию и конкретную помощь - при контроле со стороны муниципального совета, продавец с задержками, в несколько этапов, все же исправил имеющиеся недостатки и выполнил заказ в полном объеме. Для возмещения неустойки за нарушение сроков выполнения работ, а также компенсации морального вреда в соответствии с действующим законодательством, покупателю оказана помощь в подготовке искового заявления в суд.

Наибольшее число обращений касается некачественной обуви. Чтобы вас не постигло разочарование, не покупайте обувь с рук, на улице, когда невозможно установить ни изготовителя, ни продавца. Стараясь сэкономить, вы можете приобрести изделие, которое "развалится" у вас на глазах буквально в считанные дни, а предъявить претензию будет некому. Если у вас возникли проблемы, звоните по телефону: 328-58-31 в Муниципальный совет округа №8, отдел торговли и защиты прав потребителей.
Мы всегда рады помочь вам!

в начало страницы
  Опубликовано на сайте "Муниципальный округ №8 Санкт-Петербурга" -
  © Информация: Муниципальный совет и администрация Муниципального округа №8 Санкт-Петербурга.
©2002- Дизайн и программирование: Татьяна М. Шеломова
Техническая поддержка Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ
  При использовании информации ссылка обязательна.