распечатать
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ОСЛАБЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ.
 
Председатель комиссии по правопорядку
Муниципального округа № 8
Н.И. Смоктий
 

До сих пор не выработано само понятие коррупции. Даже рекомендации международных организаций по этому вопросу вряд ли могут быть однозначно приняты в нашей стране. Что бы иметь представление о коррупции в России, в нашем городе, нужно знать, какое определение дается коррупции в литературе. Советский энциклопедический словарь дает следующее определение коррупции: «Коррупция (от латинского подкуп) - преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения». Для того, что бы бороться с коррупцией нужно понимать, где она и что это такое. Есть и еще определение коррупции в словаре русского языка, Ожегова «Коррупция в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей". Это определение тоже не раскрывает сути коррупции, так как в обоих определениях говорится только о взятках и о должностных преступлениях. Так, в результате проведения Генеральной Ассамблеи ООН 1979 года и международного семинара по проблемам коррупции (Гавань, 1990 год) в кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка коррупция была определена как злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды а, также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым должностным положением. Выходит, что коррупция это должностное преступление и нужно бороться с ним в плане усиления борьбы с взятками и должностными преступлениями, но это уже было. С 1983 года по 1987 год боролись с должностными преступлениями и привлекли к уголовной ответственности всеми правдами и не правдами миллионы хороших специалистов, развалив органы МВД, прокуратуру, КГБ. Такая борьба кроме вреда нашему обществу ничего хорошего не принесла, а самое главное и смешное, что коррупция усилилась. Лакмусовая бумага этому явлению - это взятки и должностные преступления. Поэтому возьму на себя смелость сказать, что коррупция это явление социально-государственное и корни его идут сверху, но не снизу. Рыба гниет с головы.

В определение коррупции нужно добавить важный элемент – Власть. Власть, из той же энциклопедии, - это «В общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств воли, авторитета, права, насилия (родительских, государственных, экономических и др.), политическое господство, система государственных органов». Добавив «Власть» в определение коррупции оно становится более понятнее и ближе к истине.

В проекте Федерального Закона «О борьбе с коррупцией» под этим социальным злом понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций или приравненными к ним, своего статуса и связанных с ним возможностей для непредусмотренного законами получения материальных, иных благ и преимуществ, а также противоправное предоставление им этих благ и преимуществ физическими и юридическими лицами. Причем под приравненным к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, понимаются служащие, постоянно или временно работающие в органах управления, должностные лица хозяйствующих субъектов, лица, участвующие в выполнении функций управления на общественных началах либо в порядке частной деятельности, кандидаты на занятие выборных государственных должностей. Выходит там, где есть Власть, может быть и коррупция и как следствие уже должностные преступления.

В соответствии с федеральным Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 года дается понятие государственной должности, где оно разделяется на категории «А», «Б», «В» и устанавливается необходимость создания реестра государственных должностей, если отнести к должностным лицам всех, кто занимает государственные должности и выполняет организационно- распорядительные и административно-хозяйственные функции в общественных организациях, то мы получим достаточно полный перечень должностных лиц. Из них субъектами коррупции, на мой взгляд, могут быть только те, кто занимает государственные должности, т.е имеющие власть. Коррупция должна обладать монополией на Власть или стремиться к абсолютной Власти, иначе не будет спроса на чиновника, нет спроса, нет должностных преступлений, нет наживы. Анализ международного и отечественного опыта, а также действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что определение понятия «коррупция» осуществляется по двум основным направлениям:

  • установление круга субъектов коррупции:
  • понятие личной заинтересованности.
Коррупция не возможна без объединения Властных чиновников и покровительства друг друга, т.е. образования «круга» коррупционеров. Входящие в «круг» никогда не понесут должного наказания за нарушение закона, они выше закона, у них имеется благодаря «кругу» неприкосновенность на все случаи нарушения закона. Они выше закона, «ОНИ - ЗАКОН». Обходя или нарушая закон коррупционер получает с этого огромную наживу, с которой он делится с участниками "круга"- это важный и связывающий принцип. Настоящий коррупционер не находится и не будет находиться в тюрьме благодаря все тому же «кругу». Отсюда можно понять отношение государства, чиновников, должностных лиц к лицам отбывшим наказание, т.е. судимым - они не помогают этим лицам, а наоборот создают общественное мнение об этих людях как о прокаженных. На круглом столе ученых криминалистов членов Совета по Законодательству при Президенте Р.Ф. В. Абрамкин сказал, что в международных правовых документах в последнее десятилетие к жертвам преступлений стали приравниваться жертвы злоупотребления властью. Такое объединение должно очень злободневно сейчас звучать и для нашей страны, где обе возможности (стать жертвой преступления или жертвой злоупотреблений властью) едва ли не равновероятны. От жертв беззакония логично перебросить мостик к жертвам правосудия. Эксперты которые работают в рабочей группе по законопроекту о моратории на исполнении смертной казни, дают такую оценку ошибок по приговорам смертной казни: 20-30% ! Это по делам за которыми существует особый контроль со стороны Генеральной прокуратуры, Верховного Суда. А что же происходит с уголовными делами по мене тяжким преступлениям? Кстати, суды присяжных также показали, на сколько некачественно работает наше следствие. У нас невероятно огромное количество жертв правосудия. Поэтому защита прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных должна рассматриваться как помощь потенциальным (вероятным) жертвам злоупотребления властью и жертвам правосудия. Можно, наверное, сказать, что нужна федеральная программа декриминализации населения, а не нынешние программы борьбы с преступностью, которые следует называть программами криминализации населения…. (лакмусовая бумага коррупции.)

В статье «Коррупцию посчитали» «Взятка – третья беда России» журналистка Светлана Бабаева приводит следующие примеры и цифры:

«По расчетам российских ученых и юристов, изучающих проблемы отечественной коррупции, из 2,5 млн. преступлений, зарегистрированных в 1998 году, только 5 тысяч можно квалифицировать как коррупцию. Наказание было вынесено в каждом четвертом - пятом случае. По данным тех же специалистов, из 22 тысяч фактов коррупции выявляется лишь один.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что Россию воспринимают как одну из самых коррумпированных стран». На самом деле коррупция многогранна, но самый важный элемент - ВЛАСТЬ и группа лиц (круг) стремящихся удержать ее, и как продукт коррупции – должностные преступления, рост в целом преступности. Чиновники, входящие в «круг» не несут уголовного наказания за совершенные преступления, они недосягаемы для общества, за них уголовные наказания несут, как правило, люди почти не имеющие или не имеющие к этому ни какого отношения. Как пример в Н.Новгороде (Т.В.«Сегоднячко» от 26.10.99г.), пострадали два невинных молодых человека, один из них остался инвалидом на всю жизнь. Молодых людей пытали правоохранительные органы электрическим током. Чиновники всех властных структур, в том числе и прокуратура, была в полном курсе происходящего и все поощряли и покрывали этот факт, т.к. было необходимо срочно найти тех лиц, которые могли совершить предполагаемое преступление. Благо, что потерпевшая нашлась и совершенно не предполагала ни о последствии, ни о фантазиях властных структур.
Из этого случая и подобных, получается, что продуктом коррупции может быть не только прямая нажива, но и просто любая выгода для коррупционера (продвижение по службе и т.д.). Есть и еще пример коррупции, который очень умно подводится под проблемы города и проблемы жителей района. Все знают, какая большая проблема стоит в городе связанная с хищением лифтового оборудования. В разных районах подошли к этой проблеме по-разному, а главное, что если чиновник облеченный властью не нарушает закон и не пытается его обойти или подменить закон громкими лозунгами, то он будет просто работать и выполнять свой долг перед народом и такую власть не назвать коррупционной. Так вот в одном из районов высокопоставленные чиновники решили закрыть все пункты приема цветного металла и к такой компании привлечь правоохранительные органы и др. властные структуры была даже создана выездная комиссия. Неправда ли идея, а главное проблема, очень актуальна и даже есть решение проблемы и действия. Все бы хорошо, но при закрытии пунктов приема металла грубо нарушались права предпринимателей и главное, нарушался закон. Возникает вопрос, кто дал такой комиссии право нарушать закон? Закон - законность - «один из важных демократических принципов деятельности государства. Заключается в неуклонном и точном соблюдении действующего законодательства всеми органами государства, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Является конституционным принципом». Для занятия какой- либо деятельностью предприниматель получает разрешение и лицензию, что дает ему законное право заниматься этим видом деятельности, а тут приезжает какая-то комиссия без каких- либо оснований закрывает пункт и незаконно изымает все документы этой фирмы, и просит сотрудников милиции заварить двери пункта сварочным аппаратом. Разобравшись, оказалось, что сотрудники милиции в состоянии пресечь правонарушения со стороны предпринимателей, главное, чтобы не мешали. Тем более что оказалось, закрывая пункты – они вновь продолжали работать нелегально и принимать ворованный цветной металл, в том числе и от лифтового оборудования. Выяснилось и то, что в районе имелось парочку фирм на которую запреты не распространялись - доказано и то, что эти фирмы занимались скупкой ворованного цветного металла. Я надеюсь понятно, что фирмы, на которую запреты не распространялись, связаны кое с кем из властных структур. Вот вам и еще элемент тонко законспирированной коррупции. Как можно излечить наше общество от болезни под названием «коррупция»? Как определить, где коррупция, а где некомпетентность властного чиновника? Из выше перечисленного можно выделить три явных составных элемента коррупции: ВЛАСТЬ - НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА -ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГ, ВЗЯТОК. Чтобы прекратить порочный круг его нужно либо разорвать, либо реорганизовать орган власти. Чтобы разорвать нужно создать такие условия для чиновника, чтобы ему было не выгодно, нарушать закон (сегодня это будет сделать трудно), чтобы реорганизовать нужно создать параллельные органы власти, снабдив их нормальным бюджетом и, разделив предметы ведения с др. существующим органом власти, можно и не делить пусть занимаются некоторыми проблемами, вместе ведя контроль друг за другом. Народ выберет сам к какой власти ему пойти, таким образом, устраним важный элемент – спрос на чиновника и появится обоюдный контроль за властью.

Один из выходов – создание Муниципальной Власти (Муниципальные Советы). Почему в средствах массовой информации, о работе Муниципалитетов говорится так мало или приводятся негативные примеры (как правило, искаженные)? По-моему после досконального разбора методов, принципов коррупции ответить на этот вопрос не составит особого труда, средства массовой информации - это тоже власть и она тоже входит в "круг". Нельзя говорить о средствах массовой информации как и о многих чиновниках, что они подвержены (заражены) коррупцией, нужно научится понимать и различать, дабы не обвинить или обидеть честных людей. Коррупция стремится к власти и никогда не захочет отдать власть или поделиться ею с другими альтернативными органами власти, поэтому муниципальные советы сейчас находятся в немилости городской власти, именно поэтому в проекте бюджета С-Петербурга на 2000 год количество дефицитных муниципальных образований составляет 65 % - это те муниципальные образования которые должны получить финансовую поддержку от Фонда финансовой поддержки МСУ, т.е от городской власти. Это не что иное, как крючок или удавка кому как (нравится), что бы имелась возможность манипулировать местными властями. Таким образом, 65% МО будут выступать в роли просителей, стоять с протянутой рукой т.к. на выполнение элементарных своих функций у них не будет денег.

Делая итог своим рассуждениям можно с определенностью сказать, что в настоящий момент мы в определенной степени заложники непродуманной или (продумано своеобразно) финансовой политики городской коррумпированной власти.

Из моего доклада нетрудно сделать вывод, что городская власть является коррумпированной властью стремящейся к монополии на власть и будет применять для удержания своей власти все законные и незаконные методы, а если власть является коррумпированной, то отсюда и рост преступности, должностные преступления, взятки, вымогательства, и грязная политика. На своей практике мы видим, как не экономично используются очень большие бюджетные деньги.

При губернаторе Яковлеве В.А. были уничтожены бюджеты районов, вместо председателей исполкомов со своим бюджетом были назначены фактически наместники губернатора в районах без собственного бюджета на сметном финансировании, тем самым сегодняшний глава района зависит полностью от личного расположения губернатора. В городе есть и любимчики, у которых в районе нет старого жилого фонда, но им выделяется на эсплуотацию жилого фонда в 1,5 раза больше бюджетных средств, чем, к примеру, выделяется В.О., хотя на В.О. 60% жилья нуждается в капитальном ремонте(150 лет). Фактически Власть и бюджетные деньги ушли вверх. Если необходимо отремонтировать квартиру, то надо обратятся в отраслевой комитет и убеждать выделить деньги, а в отраслевом комитете говорят, что одна или две квартиры это не серьезно т.к. они мыслят масштабами города. Разрушив систему районной Власти и не создав хотя бы промежуточную Власть префектур исполнительной Власти как в Москве, вся Власть сконцентрировалась в Смольном и в его отраслевых комитетах. Именно поэтому провалилась жилищная реформа, т.к. Власть вверху не учитывала мнение низов, реформа шла по принципу - я начальник, а ты дурак.

Другая острейшая проблема по нашему мнению - проблема досуга молодежи. Существующая в настоящее время система подростковых и спортивных клубов влачит жалкое существование из-за нищего финансирования и не может обеспечить занятость молодежи. В результате резко растет уровень преступности среди несовершеннолетних, рост среди них наркоманов. Из 30 существующих на В.О. клубов ни один не имеет нормального помещения, материальной базы для работы с подростками, а "под контролем губернатора" в это время строится очередной широкомасштабный проект стоимостью 50 млн. долларов - ледовый дворец. В то время, когда в городе уже существует три ледовых дворца, тратятся деньги на сооружение очередной "вещевой ярмарки".

Единственный выход на сегодняшний день дать муниципальным советам достаточно власти для контроля за деятельностью городской администрации (что было бы возможно если муниципальные образования формировались на основе районов) и обеспечить муниципальные советы бездефицитным бюджетом для воплощения действенных целевых программ.

(Все материалы опубликованы в авторской редакции.)

в начало страницы
  Опубликовано на сайте "Муниципальный округ №8 Санкт-Петербурга" -
  © Информация: Муниципальный совет и администрация Муниципального округа №8 Санкт-Петербурга.
©2002- Дизайн и программирование: Татьяна М. Шеломова
Техническая поддержка Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ
  При использовании информации ссылка обязательна.