распечатать
ЛУЧШЕ НЕ ЖДАТЬ, А ДЕЙСТВОВАТЬ
 
Интервью 1-го заместителя
председателя муниципального
совета округа №8 Шеломова В.М.
журналу «Санкт-Петербургский
Университет»
 

Мы, россияне, петербуржцы, василеостровцы, имеем редкую возможность либо гордиться прорывом в развитии мирового информационного пространства, либо в скором времени получить новую тему для горько-сладостных сожалений по поводу очередной прогрессивной идеи, заглохшей и сгинувшего на бескрайних русских просторах “от холода и от грязи”. Суть в том, что стартовал и ныне “набирает высоту” проект, направленный на построение в нашей стране элементов Информационного общества. Того самого ИО, о необходимости которого так много говорят по обе стороны Атлантики. И что приятно (а русском человеку — удивительно) инициатива возникла не “сверху”, а “снизу” на уровне недавно созданных Муниципальных образований. Киберпространство стало проникать в нашу повседневную жизнь, а местная власть стала проникать в киберпространство. В пространство глобальной информационной среды, с самого начала своего существования строившееся как открытое и добровольное, выходят локальные национальные административно-бюрократические институты. Кто на кого окажет большее влияние? Станут ли бюрократические органы открытее и ближе к человеку? Или мы видим попытку приспособить к древним управленческим нуждам новые информационные технологии? Что могут дать новые технологии местному самоуправлению?

Виктор Михайлович Шеломов депутат Муниципального совета округа № 8 Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя совета — один из инициаторов программы создания информационной среды муниципальных советов на базе технологий Интернет ответил на вопросы нашего корреспондента.

 

Уровень организации управления в России и информированности о его деятельности далеко отстает от потребностей общества. В нынешнее непростое время есть ли смысл тратить силы и средства на изучение и развитие высокотехнологичных инструментов? Может быть, стоит всё употребить на совершенствование традиционной институтов и информационных каналов?

— Россия стоит на пороге создания информационного общества хотим мы этого или нет. Поэтому необходимо четко осознавать, что использование традиционных методов адаптации общества к новой технологической инфраструктуре, основанных на методе “проб и ошибок” практически невозможно на пробы и ошибки нет времени. Развитие и внедрение новых социально значимых технологий в жизнь современного общества должно направляться результатами комплексных социальных исследований. Только в этом случае можно рассчитывать на сбалансированный характер принимаемых решений с учетом интересов различных социальных групп и общества в целом.

Российское общество находится в процессе трансформации структур власти, в частности, в настоящее время происходит становление системы органов местного самоуправления (ОМСУ). В Санкт-Петербурге в 1998 году состоялись первые выборы в органы местного самоуправления и были сформированы 111 муниципальных образований во всех районах города. В течение года шел процесс определения основных направлений работы Муниципальных советов Муниципальных округов, установление их взаимодействия как со структурами государственного управления и хозяйственными организациями, так и с населением. Законодательная база в области местного управления еще несовершенна. В настоящее время идет активная дискуссия “муниципалов” с городскими властями о “предметах ведения”, т.е. о расширении полномочий органов местного самоуправления до полномочий определенных в законе РФ. Перед новыми муниципальными органами власти стоит задача установления эффективной координации деятельности между собой, а также развитие связей и взаимопонимания с различными слоями населения муниципальных округов.

Поддержание таких связей является очень серьезной проблемой, так как большинство горожан с большим предубеждением и скептицизмом относится к деятельности местных властей. В решении всех перечисленных проблем, с нашей точки зрения, определенную роль могут сыграть современные информационные технологии Интернет.

— В компьютерной прессе широко обсуждается тема компьютеризации органов государственного управления в Европе, США и нашей стране. Об органах муниципального и местного самоуправления известно гораздо меньше. Как возник проект создания информационного пространства местного самоуправления?

Проект создания информационной среды муниципальных советов на базе Web-сервера органов местного самоуправления Санкт-Петербурга начал осуществляться в рамках инициативной деятельности Муниципального совета муниципального округа № 8 Санкт- Петербурга и Междисциплинарного центра дополнительного профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета. В декабре 1998 года была подготовлена пилотная версия сервера, которая состояла из двух разделов: a) информация об органах местного самоуправления Санкт-Петербурга (справочник муниципальных образований по районам города с указанием адресов и телефонов); b) информация о нормативных актах, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления. В феврале 1999 года был открыт сервер “Местное самоуправление в Санкт-Петербурге”.

Аналогов нашему проекту мы не знаем.

В Санкт-Петербурге, который поделён на 111 муниципальных образований, этот процесс протекает достаточно трудно. Муниципальные образования различны по доходам и состоянию территории. Муниципальные советы различны по составу депутатов, их подготовленности и стремлениям. “Муниципалы” в Санкт-Петербурге раздроблены и бесправны. Они нуждаются в консолидации, обмене опытом и принятии согласованных решений. В этом им могут помочь современные технологии общения. Материальные возможности для использования Интернет “муниципалы” (как бы им ни было плохо) могут найти скорее, чем большинство граждан. Если захотят.

Телекоммуникационная поддержка проекта обеспечивается Региональной объединенной компьютерной сетью образования, науки и культуры Санкт-Петербурга (РОКСОН). В течение 1999 года осуществлялось поэтапное подключение муниципальных советов через сеть РОКСОН к ресурсам Интернет.

Мы понимали, что “муниципалам” остро необходимо общение, обмен опытом и знаниями, а также консолидация при борьбе с государственными чиновниками. Традиционные способы коммуникации (собрания, совещания, семинары и т.п.) малопроизводительны и не оперативны. Поэтому мы решили создать современный инструмент коммуникации, создать информационный ресурс, в котором сосредотачивалась бы информация о местном самоуправлении вообще и о местном самоуправлении в каждом отдельном муниципальном образовании.

В 1999 году в Междисциплинарном центре СПбГУ были проведена серия учебных семинаров “Интернет и местное самоуправление”. Всего в трех семинарах приняли участие представители 35 Муниципальных советов. В результате были выявлены наиболее активные депутаты, руководители Советов и специалисты, которые выразили готовность участвовать в работах по развитию Web-сервера www.municip.nw.ru и информационно-телекоммуникационной сети местного самоуправления Санкт-Петербурга.

Собственный сервер обеспечивает “муниципалам” возможность оперативного обмена информацией в удобной форме между муниципальными образованиями, тиражирование собственного передового опыта и доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в других регионах. Это должно способствовать ускорению процесса становления и развития каждого муниципального образования, а значит и местного самоуправления в целом.

Так, например, и это интервью. (Интервью состоялось в значительной степени “виртуально” — путем обмена электронными письмами — Ред.) Вы задали вопросы в удобное для вас время. Я отвечаю тогда, когда у меня есть на это время. Я помещаю информацию на сервер тогда, когда у меня есть на это время. Вы можете с ней ознакомиться и даже скопировать в удобное для вас время.

Важной частью проекта является создание нового канала обратной связи с активной частью населения. Расширяется возможность оперативного информирования избирателей о работе органов местного самоуправления, привлечения их к дискуссиям по актуальным вопросам деятельности ОМСУ, сбора информации об их отношении к хозяйственным проблемам.

Участники настоящего проекта отдают себе отчет в том, что открытие Web-сервера, создание информационной системы и сервера доступа не сможет сразу решить все проблемы координации деятельности муниципальных советов и установления тесного диалога между органами местного самоуправления и населением.

— Получается, что сервер предназначен, во-первых для работников муниципальных структур, и лишь во вторую очередь для населения?

Нет! По нашему мнению, сервер предназначен, прежде всего, для населения. Сервер должен сконцентрировать в себе информацию о местном самоуправлении, его проблемах, деятельности его органов. С его помощью можно обеспечить диалог с населением публикуя программы и планы, а затем получая ответы и предложения от заинтересованных жителей.

Пусть большинство граждан пока не обладают в материальными и техническими возможностями для общения через Интернет, а те, кто имеет такую возможность, часто не имеют желания и интереса общаться с “муниципалами”. Их еще надо убедить в том, что “муниципалы” это их власть и с ней надо общаться, чтобы решения принимались в их интересах. На это необходимо время. Этому должны способствовать муниципальные Интернет-клубы. Открытость Интернета соответствует открытости муниципальной власти.

Технологии Интернет позволяют консолидировать действия “муниципалов” города при разработке проектов законов и других документов касающихся жизни нескольких муниципальных образований и города или Северо-Западного региона в целом.

Основной эффект на первоначальном этапе предполагается получить за счет вовлечения в сферу сотрудничества с органами местного самоуправления наиболее социально активной и образованной части населения муниципальных округов, имеющей средства доступа к информационным ресурсам Интернет. Для обеспечения более широкого охвата населения возможностями, предоставляемыми новыми информационными технологиями в последние месяцы начала реализовываться комплексная социально-культурная и научно-исследовательская программа, которая получила название “Создание и обеспечение деятельности сети муниципальных Интернет-клубов (Сеть MICNet)”. В рамках этой программы предполагается организация в каждом округе муниципальный Интернет-клуб со статусом муниципальной некоммерческой организации. Обеспечить его современным компьютерным оборудованием и продключением к сети Интернет. А, кроме того, — предстоит обучение персонала клубов (директора, администратора локальной сети, администратора информационных ресурсов и руководителей тематических кружков клуба) современным информационным технологиям Интернет и методикам их использования в практической деятельности клуба.

Известно, что в 1998 г. только 35% американского взрослого населения использует Интернет (70,5 млн. из 202). По Петербургу на начало текущего года 27% жителей используют компьютер дома или на работе из них лишь 27% используют так или иначе доступ Интернет — т.е. чуть боле 7% (данные компании “Той-Опинион” опубликованые в Информацинно-аналитическом бюллетене “Петербургский аналитик” № 1(10) за 2000 г.) Как широк, по вашей оценке, охват жителей муниципальных образований современными телекоммуникационными технологиями?

Людей, имеющих доступ в Интернет, в настоящее время, по разным оценкам от 3 до 10 процентов от общей численности избирателей Санкт-Петербурга.

Надо иметь ввиду, что доступом в Интернет сейчас пользуются не только и не столько имеющие дома компьютер. Доступом в Интернет пользуются на работе, в учебных заведениях, Интернет-клубах и Интернет-кафе. Даже один человек, получивший доступ к важному и интересному информационному ресурсу, расскажет о нем своей семье, друзьям, коллегам, соседям. Таким образом растет круг информированных граждан… и интерес к ресурсу.

В рамках создания информационной среды местного самоуправления нами большое внимание уделяется созданию сети муниципальных Интернет-клубов, которые по нашему мнению могли бы расширить для населения возможности по доступу к информации. Я считаю, что выход в Интернет является не предметом роскоши, а современным средством коммуникации и должен служить укреплению местного самоуправления.

Программа “Сеть MICNet” предусматривает на базе муниципальных Интернет-клубов обеспечение эффективного доступа к системам дистанционного обучения ведущих вузов России для всех желающих получить высшее и дополнительное профессиональное образование, работы тематических кружков по интересам для не только для детей, но и всех жителей муниципального округа, обеспечение функционирования консультационных служб по проблемам местного самоуправления, правовым вопросам, вопросам медицины, педагогики и домоводства.

Основные задачи, решаемые в рамках программы — обеспечение всем жителям муниципальных округов равного и справедливого доступа к полной и объективной информации относительно деятельности местных и центральных органов власти. Получение справочной информации, необходимой для решения текущих проблем каждой семьи (юридической, медицинской, домоводческой и др.).

Немаловажен и равноправный доступ к системам связи (электронной почты) и интерактивного общения через Интернет; знаниям — через систему дистанционного обучения; социальным технологиям — “телеработа”, виртуальные магазины; информационным ресурсам Интернет в области культуры и науки и создания на этой основе условий для развития и самореализации личности.

— Виды информационного сервиса, которые теоретически могут быть доступны гражданам посредством сетевых технологий, известны. Какие из них представляются вам наиболее важными и быстро реализуемыми?

Довольно легко реализуемо и целесообразно организовать получение всевозможных форм, справок и бланков официальных документов через муниципальные и правительственные Web-сайты.

Частично реализовано представление статистической информации о работе муниципального аппарата для населения. Эта тема обязательно должна быть расширена. Не следует ограничиваться предвыборными отчетами. Вся деятельность муниципальных органов власти должна быть прозрачна. Должны публиковаться не только отчеты, но и проекты. Очень важно наладить обратную связь и сбор предложений и замечаний по работе органов власти всех уровней.

Информация по охране окружающей среды, представление данных, которыми интересуются и промышленные компании, и группы активистов, и рядовые граждане очень нужна и полезна. Она обязательно должна публиковаться.

Когда-нибудь видимо можно будет добиться отслеживания через сеть статуса документов, посылаемых в муниципальные или государственные структуры, что даст возможность в любой момент узнать, у кого на столе и в каком статусе находится ваше письмо, заявление или запрос или иной документ. Но для этого необходимо заметное повышение уровня информационной культуры, как чиновников, так и всех граждан.

В наших ближайших планах содействие развитию гражданских сетей в муниципальном округе; обеспечение эффективного доступа к системам дистанционного обучения ведущих вузов, обучение современным информационным технологиям сотрудников органов местного самоуправления, содействие оснащению и присоединению в Интернет локальных сетей муниципальных советов и местной администрации, создание специализированных информационных ресурсов для муниципальных Интернет-клубов, разработка и реализация на их базе программ дистанционного обучения сотрудников органов местного самоуправления

Большое внимание мы уделяем исследованию проблем применения современных технологий в социальной и учебно-консультационной работе с населением муниципального округа.

— В США уже несколько лет можно отправлять налоговые декларации и производить оплату по кредитной карточке через Интернет. Ожидается, что в ближайшие несколько лет большая часть американцев будет платить налоги именно таким образом. А у нас?

В ближайшее время нам это не грозит.

— Готовы ли органы местного самоуправления сделать свою деятельность прозрачной для избирателей?

Органы самоуправления должны быть прозрачны для избирателей. Муниципальный совет округа № 8 готов и делает все, что в его силах, чтобы этому соответствовать.

Более того, именно муниципальные советы Санкт-Петербурга в наибольшей степени к этому готовы. Например, уровень коррупции в муниципальных образованиях (МО) гораздо ниже, чем в других властных структурах. В большинстве МО отсутствует бюрократический аппарат, а его функции исполняют депутатские комиссии, что противодействует развитию коррупции. Плюс жесткий финансовый контроль со стороны исполнительной власти Санкт-Петербурга (например, финансовая деятельность МО № 8 за год проверялась 4 раза). С другой стороны — суммарный бюджет всех 111 ОМСУ в 1999 г. составил 0.45% от бюджета Санкт-Петербурга (бюджет муниципального образования раз в пять меньше, чем сумма средств, которой индивидуально распоряжается каждый депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга) и вся разрешительная и лицензионная работа (так называемый “госрэкет”) осталась в руках исполнительной власти города. Поэтому серьезного внимания организованной преступности, взяточников и махинаторов МО не привлекают.

Таким образом, нам нечего скрывать от избирателей и незачем развешивать завесы секретности над нашей работой. Скорее наоборот, мы заинтересованы в максимальном вовлечении граждан в вопросы местного самоуправления. И используем для этого не только Интернет, но и радио (местное радиовещание, радиостанция “Открытый город”), и печать. Для регулярного информирования жителей в начале года использовалась бесплатно распространявшаяся газета “Петровский Курьер”. В связи с переходом названной газеты на принцип платной подписки, МО Васильевского острова заключили договор с ООО “Васильевский остров” о совместном выпуске газеты.

— Что же даст вам в перспективе развитие информационного пространства?

Возможность более быстрого и полноценного развития самоуправления в городе. Расширение обратной связи с активной частью жителей, что повысит эффективность участия жителей в решении вопросов местного значения.

— В США именно правительство старается быть лидером в вопросах телекоммуникаций и особенно развития сетевых технологий. По Гору, правительство должно не только использовать информационные технологии для своих нужд, но “взять на себя функции лидера в освоении технологий, которые изменят лицо демократии во всем мире и расширят возможности малого бизнеса на мировых рынках”. В нашем городе и стране кому принадлежит лидерство?

Научной и инженерно-технической интеллигенции. Политики уделяют Интернет пока еще мало внимания, хотя практически все завели свои персональные страницы.

— Кто и как финансирует программу создания информационного пространства органов местного самоуправления?

Пока прямое финансирование осуществляет только муниципальное образование округа № 8, хотя для проведения упомянутых семинаров привлекались деньги некоторых благотворительных фондов. Для быстрого и полноценного развития средств явно недостаточно. Ищем.

— Сегодня уже есть результаты?

— Судите сами: В феврале 1999 года был открыт сервер “Местное самоуправление в Санкт-Петербурге” www.municip.nw.ru. Общая его часть содержит информацию об органах местного самоуправления Санкт-Петербурга (справочник муниципальных образований по районам города с указанием адресов и телефонов); информацию о нормативных актах, регламентирующих деятельность органов местного самоуправления; подборку ссылок на ресурсы Интернет которые по нашему мнению могут быть полезны. На главной странице сервера размещаются новости и объявления, касающиеся местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Кроме того, на сервере имеются страницы отдельных муниципальных образований. Наиболее развиты страницы муниципального образования № 8.

К сожалению, пока у нас нет счетчика посещений и точного количества посетителей сайта назвать не могу, но я точно знаю, что справочником пользуются довольно широко. Поступают предложения о деловых контактах. Есть письма от граждан с вопросами и проблемами. Одно письмо поступило от жительницы округа № 21. У этого округа нет своей страницы и нам пришлось переслать это письмо по назначению использовав факс.

Создан головной муниципальный Интернет-клуб на базе школы № 5 Василеостровского района, в рамках которого отрабатываются технологии деятельности Интернет-клубов и создаются необходимые информационные ресурсы. А школьники получили прекрасно оснащенный учебный класс с подключением к Интернет.

— Что же является препятствием для создания открытых информационных ресурсов на всех уровнях власти и управления? Ресурсов по настоящему информативных, а не просто “визитных карточек”?

— Отчасти препятствием является менталитет коллег. Интернет технологии требуют вложения определенных финансовых средств, которых у муниципалов очень мало. Пугает необходимость переучиваться и перестраивать методы и стиль работы таким образом, что бы с одной стороны максимально эффективно использовать информационные технологии, с другой — действовать всегда на виду, под пристальным вниманием граждан.

Многие считают, что Интернет еще не получил массового распространения среди потенциальных избирателей и вкладывать в него деньги пока не рентабельно. Они не всегда понимают, что популярность информационного пространства будет расти только при насыщении его интересной для людей информацией, а это во многом зависит от нас муниципалов. Именно мы должны наполнить сеть информацией о нас, тогда и люди будут о нас узнавать через Интернет.

— Если сравнить уровень компьютеризации сектора государственного управления в США и России по материалам печати, то российский не уступает ему в насыщенности компьютерами, но отстает в осознании того, как их можно использовать. Каков уровень компьютерного и телекоммуникационного обеспечения органов местного самоуправления?

Уровень компьютерного обеспечения органов местного самоуправления неоднороден. Также как и уровень осознания того, как можно использовать современные телекоммуникационные технологии. Сказывается и недостаточность средств, и отсутствие достаточных знаний.

Есть муниципальные образования имеющие индивидуальные сайты (например Сестрорецк, Пушкин), но тем не менее, не участвующие пока в нашем проекте. Есть муниципальные образования желающие принять участие в проекте, но не имеющие финансовых или технических средств, для полноценного участия. Достаточно много муниципалов имеют желание пользоваться возможностями Интернет, но не хотят “вложиться” в создание в сайта, где бы объединялись и концентрировались информационные ресурсы “о муниципалах и для муниципалов”.

Мы организовывали серию бесплатных семинаров для депутатов и сотрудников МО с целью разъяснить потенциальные возможности технологии Интернет и возможности их прикладного использования “муниципалами”, но процесс осознания идет пока значительно медленнее, чем нам этого хотелось бы.

— “Электронное правительство (E-Gov)” — так назывались выставка и конференция, посвященные использованию информационных технологий (прежде всего связанных с Интернет) в осуществлении функций федерального правительства. Следует ли нам ожидать появления “электронных муниципалитетов”?

Лучше не ждать, а способствовать укреплению и развитию уже существующих.


Беседовал Сергей СТРЕМИЛОВ

При подготовке интервью использовались материалы статьи: Н.В.Борисов, А.В.Чугунов “Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных Интернет-клубов на Северо-Западе России”.


 

Из досье “СПбУ”:

Виктор Михайлович Шеломов

В 1968 году закончил Ленинградский институт авиационного приборостроения. Два года отслужил в Советской армии в качестве специалиста по радиотехническим средствам управления зенитно-ракетным оружием. Затем работал во Всесоюзном НИИ радиоаппаратуры, где занимался разработкой и испытаниями бортовой аппаратуры для управления воздушным движением.

В 1990-1993 годах был депутатом Василеостровского районного совета народных депутатов, заместителем председателя комиссии по экологии и рациональному природопользованию. В 1998 году был избран депутатом Муниципального совета округа № 8 Санкт-Петербурга. Стал первым заместителем председателя совета. Горячий сторонник оснащения рабочих мест депутатов и муниципальных служащих современными техническими средствами для того, чтобы облегчить их труд и повысить производительность.

В развитии и укреплении местного самоуправления видит основы для приведения в порядок и укрепления всей системы управления страной.

(Статья опубликована с сокращениями.)

в начало страницы
  Опубликовано на сайте "Муниципальный округ №8 Санкт-Петербурга" -
  © Информация: Муниципальный совет и администрация Муниципального округа №8 Санкт-Петербурга.
©2002- Дизайн и программирование: Татьяна М. Шеломова
Техническая поддержка Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ
  При использовании информации ссылка обязательна.