ПЕРВАЯ ОШИБКА - ПЕРВЫЕ ЖЕРТВЫ

Уважаемая редакция!
С интересом читаю заметки в газете под рубрикой "Пешком по округу", об интересных и исторических зданиях, расположенных на территории нашего округа. Не раз вы рассказывали и о Смоленском кладбище, которое находится тоже у нас, на Васильевском острове. Мне известно, что там находится последнее место упокоения моряков, погибших при испытании первой подводной лодки "Дельфин". Трагическому событию исполнилось ровно 100 лет. Можно ли рассказать о нем подробнее?
Кирилл ПАНКРАТОВ

Сначала скажем о том, что депутаты нашего Муниципального Совета вот уже несколько лет занимаются сохранением исторической памяти о петербуржцах, похороненных на Смоленском кладбище. Не реже двух раз в год здесь проходят субботники, которые организуют депутаты и в которых участвуют сотни жителей нашего 8-го округа.
Что касается столетия со дня трагического события, связанного с потоплением подводной лодки "Дельфин", то и в этом случае депутаты смогли помочь в реставрации памятника капитану "Дельфина" А.Н.Черкасову и в приведении места захоронения моряков в порядок. Депутат нашего Совета Игорь Кириллович Курдин является руководителем известного во всей России Клуба моряков-подводников, который работает на 6-й линии в нашем округе.
А теперь - самом событии.
В конце июня общественность Санкт-Петербурга со скорбной торжественностью поминала погибших на подводной лодке "Дельфин" в связи со столетней годовщиной со дня трагедии. Поминовение проходило на Смоленском кладбище, на месте захоронения погибших моряков. Оно было организовано штабом Ленинградской военно-морской базы по инициативе Клуба моряков-подводников и при участии Муниципального Совета округа №8. Именно с помощью депутатов братская могила погибших нижних чинов и памятник лейтенанту Черкасову заранее были приведены в порядок. Присутствовала рота почетного караула курсантов - будущих офицеров-подводников и военно-духовой оркестр.
С создания в 1903 году подводной лодки "Дельфин" ведет отсчет хроника подводного флота нашей страны. Именно "дельфин" стал первой полноценной подводной лодкой. Хотя до "Дельфина" и были попытки строительства подводных кораблей, уровень техники того времени не позволял добиться существенных результатов. Только к концу 19 века технический прогресс достиг уровня, при котором стало возможно создание полноценного боевого подводного корабля.
"Дельфин" стала школьным классом подготовки офицеров и матросов. 29 июня 1904 года во время учебного погружения у стенки Балтийского завода лодка затонула. Лейтенант А.Н.Черкасов, руководивший погружением и не пожелавший спастись, хотя имел возможность это сделать, погиб вместе с моряками. Вместе с ними погибли 24 матроса, спаслось 12 человек. Сама подводная лодка была поднята и восстановлена.
Впоследствии "Дельфин" принимала участие в русско-японской войне, входила в состав Сибирской флотилии, продолжая служить русскому флоту вплоть до 1917 года.

Фоторепортаж о поминовении на Смоленском кладбище в память о погибших на подводной лодке "Дельфин" в связи со столетней годовщиной со дня трагедии>>

 

Подготовил Юрий КЛУБКОВ

Опубликовано в газете "Муниципальный вестник округа №8" август - сентябрь 2004 №8-9 (18-19)

 
©2002-Текст статьи и фотография: Татьяна М. Шеломова
©2002- Дизайн и программирование: Татьяна М. Шеломова
Техническая поддержка Междисциплинарный центр ИФИ СПбГУ